14 мая 2020 года, 14:05

Ученые сообщают о критическом истощении геномного разнообразия индийских львов

Современная биоинформатика позволяет людям буквально заглянуть в прошлое, выяснить, когда те или иные виды разошлись в процессе эволюции, какие из них генетически еще близки друг к другу, а какие нет. Международная группа ученых, в которую вошел научный руководитель НОЦ Геномного разнообразия Университета ИТМО, исследователи из Копенгагенского университета и Барселонского института науки и техники и других научных учреждений мира проанализировала полные геномы живущих ныне и уже вымерших львов. Им удалось узнать, когда произошло разделение подвидов львов, а также сделать ряд выводов о состоянии генетического разнообразия современной популяции львов, живущих в Индии. Результатыработы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.

Лев – один из самых могучих и опасных хищников, обитающих на нашей планете. Многие города и страны изображают этого зверя на своих гербах как воплощение мощи и силы. Однако сегодня, утверждают ученые, царь зверей находится в большой опасности. За два века этот представитель кошачьих потерял до 90% общей численности. За последние 150 лет истреблены Капский и Берберийский подвиды. Сегодня, если не считать зоопарков, этого хищника можно встретить лишь в Западной и Центральной Африке, а также в Гирском заповеднике в штате Гуджарат в Индии. Чтобы лучше понять процесс сокращения численности львов, а также предотвратить их полное исчезновение, ученым необходимо ответить на ряд вопросов относительно их эволюционной истории.

Международная группа ученых, куда вошли исследователи из разных стран и континентов, в том числе научный руководитель НОЦ Геномного разнообразия Университета ИТМО Стив О’Брайен, проанализировали останки пещерных львов, хранящиеся в музеях и найденные в ходе палеонтологических экспедиций. Результаты были сравнены с генетическими образцами ныне живущих львов. В результате исследователи пришли к выводу, что пещерный лев и современные виды разошлись примерно полмиллиона лет тому назад.

Также ученые выяснили, что предки львов, исторически живущих в Центральной и Западной Африке, отделились от предков львов, которые сейчас живут в Индии, около 70 тысяч лет назад. Так, был развеян достаточно популярный миф о том, что львы были искусственно завезены в Индию в доколониальную эпоху.

Эти исследования могут иметь самое прямое значение для попыток реконструкции популяции североафриканских львов. Если ученым удастся установить наиболее близких родственников берберийского подвида, то их попытки воссоздать популяцию будут более научно обоснованными и, возможно, успешными. Тем более в разных зоопарках мира существует некоторое количество животных, которые, как считается, происходят от берберийских львов, подаренных марокканским правителям в XIX веке.

Важным результатом работы стало то, что не удалось найти каких-то четких свидетельств того, что исчезнувшие 10 – 15 тысяч лет назад пещерные львы или недавно вымершие берберийские и капские львы страдали от снижения генетического разнообразия. Это значит, что их вымирание, вероятно, не было следствием вырождения и накопления в популяции вредных мутаций.

Между тем явно читаемые следы сокращения геномного разнообразия читаются в современной популяции индийских львов. Поскольку они были объектом активной охоты и были сконцентрированы на сравнительно небольшой площади, эти большие кошки часто вступали в близкородственные связи. В результате сейчас у хищников появились дефекты скелета, снизилось количество сперматозоидов и уровень тестостерона, уменьшилась грива. Это необходимо учитывать в работах по спасению индийского льва от вымирания.

«Новые результаты показывают ту силу, которой наделяет нас эпоха геномных исследований. Мы можем использовать ее для раскрытия секретов прошлого путем чтения фрагментов ДНК предков современных видов. Кроме того, было подтверждено тревожное генетическое оскудение индийских львов», – заключил Стив О’Брайен.

Статья:

Marc de Manuel, Ross Barnett, Marcela Sandoval-Velasco, Nobuyuki Yamaguchi, Filipe Garrett Vieira, M. Lisandra Zepeda Mendoza, Shiping Liu, Michael D. Martinf, Mikkel-Holger S. Sinding, Sarah S. T. Mak, Christian Carøe, Shanlin Liu, Chunxue Guo, Jiao Zheng, Grant Zazula, Gennady Baryshnikov, Eduardo Eizirik, Klaus-Peter Koepfli, Warren E. Johnson, Agostinho Antunes, Thomas Sicheritz-Ponten, Shyam Gopalakrishnan, Greger Larson, Huanming Yang, Stephen J. O’Brien, Anders J. Hansen, Guojie Zhang, Tomas Marques-Bonet, and M. Thomas P. Gilbert.,

The evolutionary history of extinct and living lions

Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2020/10.1073/pnas.1919423117

###

Университет ИТМО (Санкт-Петербург) — национальный исследовательский университет, ведущий вуз России в области информационных и фотонных технологий, лидер Проекта 5-100. Альма-матер победителей международных соревнований по программированию: ICPC (единственный в мире семикратный чемпион), Google Code Jam, Facebook Hacker Cup, Яндекс.Алгоритм, Russian Code Cup, Topcoder Open и др. Приоритетные направления: IT, фотоника, робототехника, квантовые коммуникации, трансляционная медицина, урбанистика, Art&Science, Science Communication. С 2013 года — участникПроекта 5-100.

С 2016 г. Университет ИТМО входит вТОП-100 лучших вузов мира в области компьютерных наук по версии предметного рейтинга Times Higher Education. В 2019 г. вуз дебютировал вТОП-100 по направлению  «Автоматизация и управление» Шанхайского предметного рейтинга (ARWU). В предметных рейтингах QS за 2019 г. Университет ИТМО представлен вТОП-300 лучших вузов мира по инженерным наукам (Engineering and Technology) и физическим наукам (Physics & Astronomy), а также стал единственным российским вузом в рейтинге QS по искусству и дизайну (Art & Design), войдя в ТОП-200 лучших вузов мира.

Пресс-служба | Press Office